Студия

 "Монтессори-мир" 

Понедельник, 29.04.2024, 11:49

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | О Марии Монтессори | Регистрация | Вход

 

 

О Марии Монтессори.

М. Монтессори (1870-1952)

31 августа 1870 года в небольшом итальянском городе Кьярвалле (Charvalle) в семье инженера-строителя Алессандро Монтессори и Ренильды Стопани родилась долгожданная дочь Мария.

Мать Марии Монтессори происходила из образованной семьи, из старейшего итальянского рода Стопани, в котором было немало ученых, но сама образования не получила, так как в строгой католической Италии второй половины 19 века женщине получать образование было не принято. В детстве каждый день в обязанность Марии входило вязание для бедных.  Ренильда Стопани мечтала о женской свободе, и с детства заложила Марии мысль о возможной карьере. Мать всю жизнь, как могла, помогала дочери и поддерживала все ее начинания.  

 

Отец же довольно долго не одобрял желание дочери учиться и был недоволен тем, что Мария росла очень самостоятельной. Дочь с детства проявляла незаурядные способности. В 12 лет она, преодолев все преграды, была принята в техническую школу для юношей. У нее проявились таланты в математике и естественных науках. Поэтому, когда пришло время делать профессиональный выбор, Мария Монтессори решила стать врачом. 
Примечателен факт, что в детстве, серьезно заболев, Мария успокаивала свою мать: «Не бойся, мама, я не могу умереть, мне слишком многое предстоит сделать». Благодаря этой убежденности в своей высокой предназначенности, и своему упорному, настойчивому характеру, в 26 лет она становится первой в Италии женщиной-врачом.

 

Будучи студенткой Римского университета, Монтессори активно выступала за социальные права женщин. В 1900г. она участвовала в конгрессе женщин в Лондоне. Здесь она выступила с критикой практики использования детского труда на рудниках Сицилии и выразила свою поддержку движению, которое  было направлено  против эксплуатации детского труда. Это яркое проявление одной характерной черты  Монтессори - стремления выступать от имени обездоленных людей.

Работая ассистентом врача в университетской клинике, М.Монтессори впервые столкнулась с детьми с ограниченными возможностями. Эти дети были изолированы от мира, предоставлены сами себе, и походили на пленников. Её доброе сердце было тронуто жалкими условиями существования  этих несчастных детей, и ей страстно захотелось им помочь. Но Мария не только сострадала и проявляла сердечную доброту, она искала, как помочь. Наблюдая за ними, врач Монтессори впервые задумалась о том, что детям нужна развивающая среда. Впоследствии это станет отправным пунктом ее педагогической системы.

Она все глубже вникает в проблемы лечения и обучения детей с ограниченными возможностями и приходит к пониманию того, что с такими детьми надо работать не в больнице, а в детских садах и школа, и что проблемы этих детей - скорее педагогические, а не медицинские. Это шло вразрез с общественной моралью. Но это было только начало. 

 

Мария Монтессори продолжает обучение в институте экспериментальной психологии при Римском университете и глубоко изучает педагогику, антропологию, психологию. Она начинает вести научные исследования, сконцентрировав свое внимание на природных факторах, окружающей ребенка среде и на том, как они влияют на развитие умственных способностей детей. В это время формируются основы ее будущей педагогической системы.
Благодаря её деятельности в Италии была образована государственная ортофреническая школа. Доктор Монтессори была назначена её директором и занимала эту должность в течении двух лет, в 1899-1901 годах. Здесь она впервые попыталась создать специальную развивающую среду для детей с ограниченными возможностями. Уже спустя три месяца после открытия школы проверяющая комиссия признала результаты работы Монтессори ошеломляющими. «Пока все восторгались, я искала причины, по которым здоровые и счастливые дети из обычных школ находились на таком низком уровне развития, что по результатам тестирования умственных способностей мои несчастные ученики ни в чём им не уступали».  Она ощущала, что причина кроется в различии педагогических принципов: «Я убедилась, что применение схожих методов к обычным детям будет удивительным образом способствовать  развитию личности и её свободе».

Так, в 1901 году, когда Монтессори оставила работу в ортофренической школе в Риме, она уже размышляла над вопросом обучения нормальных детей. Должно было пройти ещё семь лет, прежде чем её  теория воплотилась в практику, а её  «догадки» подтвердились. Она чувствовала необходимость продолжать учиться и думать над этой проблемой. Хотя Монтессори уже сама читала лекции в университете, она снова записалась в студентки  и слушала курсы философии и психологии.

Позже она напишет: «Собраться с силами, даже когда кажется, что они иссякли, а цель лишь смутно вырисовывается,- это великое дело, и оно рано или поздно принесёт свои плоды». Монтессори была уверена: если она сделает всё, что может в настоящем, будущее выстроится само по себе. Монтессори скрупулёзно изучила труды французских учёных Итарда и Сегена, их принципы работы с детьми.

В это время она также занималась частной практикой. Её пациенты – будь то в больнице или у себя дома – никогда не были для неё только «пациентами», кроме того, что она использовала в работе знания и умения, она всегда проявляла интерес к личности больного.  Однажды доктора Монтессори вызвали к двум больным детям – близнецам. Когда молодая женщина- врач  прибыла на место, она с первого взгляда разобралась в ситуации. Сняла пальто, зажгла огонь, отправила мать спать, согрела воду и искупала детей, «придерживая их со знанием дела», приготовила им поесть – и так постепенно, час за часом, возвращала их к жизни, будучи служанкой, поваром, сиделкой и врачом в одном лице. Такое обращение с неимущими частными пациентами было характерно для Монтессори, и конечно, хорошо, что она не зависела от денег, получаемых за частную практику. К счастью, как мы видим, у неё была и другая работа: врач в психиатрической клинике, преподаватель в педагогическом колледже, а позднее – должность профессора антропологии в университете.

В 1904 году Мария Монтессори возглавила кафедру антропологии в Римском университете и начинает проводить антропологические исследования. Она работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою методику обучению письму и чтению. Ее открытие первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей сенсацией.

6 января 1907 года в Сан-Лоренцо открылась первая «школа Монтессори» (Casa dei Bambini – дом ребёнка). Её обитателями становятся 60 ребятишек от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения. Многие ее коллеги были удивлены тем, что она согласилась на роль учительницы в бедном районе; она, доктор медицины и полный  профессор! С заботой и вниманием Мария Монтессори оборудует среду, заказывает сенсомоторный материал, подбирает мебель. С необычайным терпением и упорством она ведет занятия с детьми, наблюдая за удивительными изменениями, происходящими с ними. Она разрабатывает свои материалы. Здесь она сделала открытие «тайн детства».


В 1908 году открывается вторая школа Монтессори, а годом позже Мария Монтессори проводит свой самый первый курс по подготовке Монтессори-учителей. На нем обучалось 100 наставниц. Метод Монтессори начинает свое триумфальное шествие по всему миру. К ней приезжают педагоги из разных стран.

Курс лекций, которые читала профессор Монтессори, был опубликован отдельной книгой («Антропологическая педагогика»). В 1910 году в Италии выходит книга «Метод Монтессори». Через два года она была переведена на английский, русский и многие  другие языки, сразу завоевав большую популярность в мире. 

В 1913 году Монтессори проводит в Риме первый международный курс, куда приехали не только итальянские учителя, но и педагоги из европейских стран, а также Австралии, Африки, Индии, Китая, США, Канады. В этом же году состоялась первая поездка М.Монтессори в Америку с циклом лекций, которые вызвали там настоящий бум. Там создается Монтессори-Ассоциация (Montessori Educational Association).
В этом же году в России выходит книга Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики» Вдохновленная поездкой в Италию, Юлия Фаусек открывает в Санкт-Петербурге первый в России Монтессори-сад.

В 1915 году в США в Сан-Франциско на международной выставке Мария Монтессори с блеском демонстрирует свой метод американцам в специально организованном классе за стеклом, который создали по ее проекту в выставочном павильоне. Монтессори-движение растет и развивается по всему миру.

В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI- Association Montessori-International), создает специальный колледж и школу. На открытии колледжа М.Монтессори сказала, что ее не интересует политика, а главным для неё является  создание условий  для свободного развития и воспитания детей.

Однако политика вскоре сама стала влиять на свободные школы Монтессори. В России сады Монтессори были запрещены и закрыты. В Испании они также были запрещены. Когда в Италии к власти пришли фашисты, она поняла, что образование, цель которого – воспитание сильной и свободной личности, не может развиваться в условиях тоталитарного режима. Конечно же, фашисты приказали закрыть в Италии все её школы. В Германии и Австрии во время нацистского правления были приняты радикальные меры. Портреты Монтессори были сожжены  на кострах вместе с её книгами на площадях Берлина и Вены. Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1939 году – в Индию, где вынужденно проводит семь долгих лет. Ей и ее сыну Марио, как представителям Италии – страны, которая во Второй мировой войне поддерживала фашистский режим Гитлера, запретили покидать Индию до конца войны. М.Монтессори, отметив свое семидесятилетие, продолжает активную педагогическую деятельность.

 

 

В Европу Мария Монтессори вернулась сразу после войны, в возрасте 76 лет. В начале 50-х она пишет свои главные труды, много выступает, ведет учебные курсы. Последние годы М.Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. Ее несколько раз выдвигали на Нобелевскую премию. В 1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Монтессори мечтала о реформе, требующей коллективных усилий всего взрослого сообщества, сравнимых  по силе и самоотверженности, например, с борьбой мирового сообщества за мир. Свой последний учебный курс 81-летняя Мария Монтессори провела в австрийском городе Инсбрук.

 

6 мая 1952 года ее не стало. Она умерла в голландском городе Нордвийк, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком католическом кладбище.
После ее смерти АMI возглавляли сын Марио, внук Марио, а затем внучка Ренильде Монтессори.

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 65

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0