Студия

 "Монтессори-мир" 

Среда, 15.05.2024, 13:06

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » О Монтессори-педагогике.

Е.Баканова. Чему на самом деле учат в Монтессори-группе.
[ Скачать с сервера (19.0 Kb) ] 09.02.2015, 23:04

 

 

Чему на самом деле учат в Монтессори-группе.

 

Баканова Елена, детский и семейный психолог
bakanovaelena@gmail.com

 

…Как было сказано в одном хорошем фильме, счастье – это когда утром тебе хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой.
Так какими же качествами должен обладать для этого человек?
Вопрос не такой сложный, и методом мозгового штурма ответы на него находятся за несколько минут. В разных аудиториях перечень этих качеств оказывается  примерно одинаковым. Здесь мы рассмотрим несколько из них, о которых вспоминают чаще всего.

•    Коммуникабельность
•    Работоспособность
•    Умение принимать решения и делать выбор
•    Ответственность
•    Умение и желание учиться
•    Творчество или креативность
•    Терпимость
•    Не бояться рисковать, не бояться сделать ошибку
•    Лидерские навыки, организаторские способности


Учитывая, что личность человека процентов на 90 формируется к 6-7 годам, мы можем сказать, что то время, которое ребенок проведет в наших группах 0-3 и 3-6 является базовым и формирующим.
Давайте посмотрим, насколько условия в Монтессори-группе и философия Монтессори помогают формированию именно этих качеств.

Итак.

 

Коммуникабельность.
С одной стороны, склонность или нежелание общаться с другими людьми в значительной степени зависит от наследственности. Никакие воспитательные усилия не превратят интроверта в экстраверта.
Коммуникационные проблемы можно грубо поделить на две группы:
- я не понимаю, чего хотят другие, и не учитываю их потребностей
- я не могу защитить себя от слишком интенсивного вторжения извне и избегаю его.
Монтессори-группа благодаря наличию очень простых правил, доступных детям с очень раннего возраста, учит их уважать чужие границы. Коврики и столики - как собственная территория, невозможность внедриться в чужую работу без согласия другого ребенка, необходимость ждать пока материал освободится. И эти  же самые правила позволяют не склонному к контактам ребенку обезопасить себя от вторжения других. Без его согласия никто, включая взрослых, не имеет права  внедриться в его деятельность, в его пространство, принудить его к каким-либо занятиям. Это снимает внутреннее напряжение и уменьшает потребность в защите, и следовательно, повышает возможности эффективных коммуникаций, когда сам ребенок этого хочет. …

Позитивное отношение к миру. Это возможно основное, что дает ребенку Монтессори-группа. Исследования, которые проводились в США, там, где Монтессори-педагогика развита очень сильно и количество Монтессори-групп измеряется тысячами, показали, что именно социальные навыки и позитивное отношение к жизни – то, что остается у Монтессори-детей на более высоком, чем в среднем, уровне,  на всю жизнь.  То есть они считают, что мир хорош, и ему доверяют. В Монтессори-группе огромное количество факторов, которые работают именно на снижение тревожности и агрессивности ребенка:  это и наличие собственной территории, и отсутствие конкуренции,  сравнения и оценок, и отсутствие необходимости работать на результат и необходимости торопиться, и возможность заниматься именно тем, что тебе нравится и с тем, кто тебе нравится.

Целеустремленность.  Когда родители говорят, что их ребенок не целеустремленный, часто они забывают, что «целеустремленность» подразумевает стремление к собственной цели. …  зачастую М-группа является единственным местом в жизни детей младшего возраста, где ребенок может поставить перед собой задачу, которая интересна именно ему, и работать над ее решением столько, сколько он считает нужным, добиваясь своей цели. Которая, кстати, часто не может быть сформулирована и иногда даже замечена или понята взрослыми.

 

Работоспособность. Имеет непосредственную связь с целеустремленностью. Тогда, когда мы занимаемся тем, что нам интересно, мы не замечаем времени, нас не страшат препятствия, мы готовы вкладывать в это максимум сил. И при этом мы получаем от этого массу удовольствия.  «Научиться работоспособности», как бы странно ни звучало, можно только получая удовольствие от  работы. Как только работать заставляют, учат не работоспособности, а подчинению.

 

Умение принимать решения и делать выбор. Новорожденный ребенок очень хорошо умеет принимать решения и делать выбор. Во-первых, он решил жить, и поэтому он будет требовать, чтобы его кормили, раздевали, когда ему жарко, одевали, когда холодно, утешали, когда у него болит животик и, вообще, обращали на него внимание. И что самое интересное, какое-то время его решения и желания уважаются. Многие из современных родителей кормят грудных детей по требованию – тогда и столько, сколько ребенок хочет, ребенок спит и бодрствует тогда и сколько он хочет и даже писает и какает тогда, когда хочет. Но наступает время, когда это счастье заканчивается, и родители   начинают решать за ребенка что, когда и в каком количестве ему есть, когда и где спать, куда и когда писать, а потом, во что играть, чем заниматься, что читать, с кем дружить, где учиться, на ком жениться и т.д. Рассчитывая при этом, что ребенок каким-то чудом научится принимать решения. Мы можем научиться только тому, в чем у нас есть возможность тренироваться. Вы не научитесь ездить на велосипеде, если за вас это будет делать тренер. Ребенок, которого кормят насильно, не знает, что такое голод и не понимает, что вот от  этого  странного неприятного ощущения можно избавиться, съев кусок хлеба… ..
Возможность выбирать – вид деятельности, место для работы, напарника, самому определять момент завершения деятельности – это то, что современному ребенку в  городских условиях под бдительным оком тревожных родителей просто   негде испытать Никакие из популярных ныне  «развивающих занятий» этого не дают, и дать не могут, потому что даже сам вопрос так не ставится. Но все это есть именно в Монтессори-группе, как один из основополагающих принципов системы.

Ответственность Ответственность несет тот, кто принимает решения. … Для того, чтобы нести за что-то ответственность, надо иметь возможность  принять решение (см. выше). То есть у ребенка обязательно должен быть опыт установления причинно-следственых связей -  я не хочу одевать сапоги (мое решение)– я выхожу на улицу и мне холодно (моя ответственность). Я ломаю эту машинку (мое решение) и больше этой машинки у меня нет (последствия действий – моя ответственность).  Для того чтобы быть ответственным, нам нужно быть уверенными, что мы вообще хоть что-то можем контролировать. Если решения принимаются не тобой, возникает желание уклониться от ответственности за их выполнение.

Умение и желание учиться. Эти способности, пожалуй, одни из самых  востребованных в современном мире. …

Сохранение ощущения у ребенка, что я могу учиться сам и понимание того, как собственно это можно делать – это наиглавнейшая задача педагога и родителя.
Ребенок начинает учиться еще до рождения, тренируя, например, сосательные движения, засовывая палец в рот. А с момента появления на свет, учебой он занят непрерывно, когда бодрствует – изучая окружающий мир и взаимодействие с ним, а во сне - интенсивно перерабатывая и интегрируя полученный опыт.   Потребность новорожденного в обучении феноменально высока – ему нужно понять, куда он попал, так как от этого напрямую зависит успешность существования в этом мире. И, как и любая  биологически обусловленная потребность, процесс обучения подкрепляется удовольствием от получения новой информации, от понимания, от осознавания причинно-следственных связей, от ощущения собственной успешности в этой деятельности.  Чем младше ребенок, тем потребность в познании выше, и тем лучше работают основные механизмы научения: наблюдение, повторение и эксперимент….

…Поэтому очень важно не дать естественной потребности в познании угаснуть. Ей нельзя научить,  можно лишь предоставить возможность,   создать такую среду, где ребенок может самостоятельно ставить интересные ему эксперименты. Чем прочнее были нейронные связи, установленные в детстве, тем выше шанс, что они сохранятся и в не очень с этой точки зрения комфортной школьной среде. Именно формированию и упрочнению таких связей и способствует Монтессори-группа.

Творчество или креативностьТерпимость. Очень важное качество в мире, где все смешалось. Нации и религии, культуры и расы….

Когда дети перестают бояться друг друга потому, что они разные,  они научаются понимать, принимать и доверять.

Не бояться рисковать. Не бояться сделать ошибку. Если бы мы с самого рождения боялись ошибаться, мы никогда бы не научились ни ходить, ни говорить. В жизни очень многих  школа сыграла роковую роль. Она научила тому, что у каждой задачи всегда есть правильный ответ. И мы, во чтобы то ни стало, должны его найти. Иначе – двойка. Или поражение. … (Жизнь) ставит перед нами такие задачи, в которых нет правильных и неправильных ответов. Возможно, в какой-то данный момент наше решение будет казаться огромной ошибкой, последствия которой в дальнейшем приведут к успеху и наоборот.  Монтессори-группа – это место, где человек может продолжать исследовать окружающий мир, не боясь оценки и, следовательно, ошибки, и оценивая успешность собственной деятельности самостоятельно.

Есть еще много других качеств, которые развиваются у ребенка в Монтессори-группе: это умение концентрироваться на поставленной задаче, понимание собственных потребностей и трезвая оценка возможностей, способность планировать деятельность, уважение себя и других и, главное, вера в себя и в собственные силы.

В современной психологии совокупность рассмотренных качеств называется эмоциональным интеллектом, обладание которым и позволяет человеку адаптироваться в современном мире и быть востребованным. Монтессори-педагогика уникальна именно тем, что развивает не только интеллект в традиционном понимании, который включает в себя в основном математические, логические и вербальные составляющие, но именно эмоциональный интеллект, который и позволит ребенку быть успешным в жизни.
Хотя мне больше нравится слово «счастливый».

Статья с сайта Ассоциации Монтессори-Педагогов России, адрес:http://www.montessori.ru/

(с сокращениями).

Категория: О Монтессори-педагогике. | Добавил: Alex9456
Просмотров: 600 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Категории раздела

О Монтессори-педагогике. [2]

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 65

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0