«Каждый из нас не всегда был взрослым, ведь наша личность сформирована ребёнком. » (Э.М.Стэндинг "Жизнь и творчество М.Монтессори" стр.189)
О наших занятиях.
Организационные моменты:
- На занятиях дети - в сменной обуви (или босиком, если дома так ходят).
- С собой ребёнок приносит пакет с одеждой для переодевания (на случай, если намокнет.)
Правила Монтессори-среды.
"Помоги мне это сделать самому,"- эти слова от лица ребёнка являются девизом Монтессори-педагогики. Это просьба-взывание ребёнка ко взрослому, от которого он зависит: ребёнка, который говорит, но не умеет пока сформулировать своё истинное желание; ребёнка, который пока ещё не говорит; новорождённого. В Монтессори-педагогике ведущая роль в развитии принадлежит самому ребёнку, взрослые наблюдают малыша в безопасной развивающей среде, помогают установить с ней контакт.
У нас ребенок:
* сам выбирает вид деятельности;
* сам выбирает место: за столом или на полу (на коврике);
* сам определяет продолжительность работы с каждым пособием, количество повторов;
* взявший пособие первым, имеет право по своему желанию работать с ним самостоятельно или поделиться с другим; сам выбирает партнера;
* делает самостоятельно всё, что он может сделать сам.
(Подробнее см. статью "О правилах Монтессори-среды 0-3".)
У нас взрослый:
* поддерживает и оберегает моменты концентрации ребёнка ;
* соблюдает тишину, не разговаривая на посторонние темы; выключает телефон и компьютер;
* предлагает ребёнку участвовать в процессе уборки, если малыш выражает готовность к этому; порядок в среде поддерживают все взрослые; пособия из среды не выносим;
* обращается к любому ребёнку в самой вежливой форме - атмосфера спокойствия и доброжелательности создаётся всеми взрослыми;
* участвует в музыкально-ритмической части занятия;
* с разрешения педагога помогает ребёнку в зоне творчества, тренируя своё умение наблюдать и не вмешиваться без необходимости;
Отношения родителей и педагога строятся на взаимном доверии и согласованном взаимодействии. Родители доверяют профессионализму Монтессори-педагога: принимают его рекомендации, стараются их применить на занятиях и дома; педагог доверяет родителям, их родительскому чутью и наблюдениям, ожидает обратной связи.