Капризы и сенситивные периоды.
(из книги М.Монтессори «Дети - другие»).
Голландский учёный Х.Де Фрис открыл периоды особой чувствительной восприимчивости у животных.
В наших школах нам удалось установить эти сенситивные периоды в развитии детей и определить в связи с этим цели воспитания. Речь идёт об особой чувствительности в развитии, которая встречается в раннем возрасте у живых существ. Она имеет ограниченное рамками время протекания и служит тому, чтобы облегчить живому существу овладение каким-либо навыком и умением. Как только ребёнок осваивает какое-либо умение, то соответствующий ему вид чувствительности исчезает. Так на основе импульса и в течении узко ограниченного времени развиваются особенности характера.
Де Фриз установил сенситивные периоды у насекомых. Известно, что личинки пчёл проходят через стадию, в которой каждая из них, если она – женская особь, может стать царицей. И всё же семья выбирает из всех одну-единственную личинку, и только для неё рабочие пчёлы готовят особую питательную субстанцию, которую зоологи называют «царской пищей». Избранница, питаясь этой царской пищей, станет царицей всего сообщества. Если через некоторое время пчелиный народ захочет сделать царицей новую личинку, то это будет невозможно: время усиленного питания уже прошло и тело личинки не имеет больше способности к такому особенному развитию. Отсюда открывается путь к пониманию развития человека, имеющий для ребёнка решающее значение. С одной стороны, у человека происходит внутренний толчок, ведущий к достойным восхищения достижениям, а с другой - бывает период равнодушия, который делает его слепым и неспособным к достижениям. Взрослый никоим образом не может воздействовать извне на эти основополагающие стадии развития.
Но если у ребёнка нет возможности действовать согласно внутренним директивам того или иного периода внутренней чувствительности, то он упускает возможность овладеть каким-либо умением естественным путём. И эта возможность уходит навсегда.
То, что совершает ребёнок во время своего развития, похоже на чудо, и только потому, что это чудо привычно совершается перед нашими глазами, нас оно не трогает . … Это всё ребёнок совершает, скромно и радостно живя изо дня в день, в то время как взрослому для ориентации в новой среде необходима разнообразная помощь. Изучение нового языка требует от него упорной работы, и тем не менее он никогда не освоит речь так, как освоил родной язык в детстве.
В периоды восприимчивости ребёнок осваивает определённые навыки и умения. Эти периоды можно сравнить с прожектором, освещающим ясно, как днём, внутреннее содержание какой-либо области. На основе этой особой восприимчивости ребёнок налаживает чрезвычайно интенсивную связь с внешним миром. С этого момента он усваивает всё новое легко, вдохновенно, живо. Каждое усилие даёт мощный прирост. Если ребёнок усваивает за текущий сенситивный период какие-либо навыки, то далее душа ребёнка отгораживается от мира завесой равнодушия и усталости.
Но едва погаснет пламя одной страсти, как уже возгорается пламя другой. Так ребёнок шагает вперёд от завоевания к завоеванию, шагает с беспрерывной вибрацией жизненных сил, которые мы все знаем в нём и характеризуем как «радость и счастье детства». … Когда период восприимчивости заканчивается, то последующих успехов можно добиться только в рефлектирующей деятельности, с большими затратами силы воли, усилий и усердия. Но в состоянии глухоты работа для ребёнка становится утомительной. В этом состоит основное существенное различие между психологией ребёнка и взрослого.
Итак, существует особая внутренняя сила, которая объясняет чудесные естественные достижения ребёнка. Если ребёнок в ходе протекания периода восприимчивости наталкивается на какие-либо препятствия в своей работе, то в душе его происходит настоящее крушение. Последствием становятся душевные мучения, которые мы не научились ещё хорошо понимать. Полученные раны люди носят в себе на протяжении всей жизни, не подозревая об этом.
Внутренняя работа роста, означающая овладение ребёнком той или иной деятельностью, не находила нашего полного признания. Но большой накопленный опыт показал нам, как болезненно и резко реагирует ребёнок, когда на его пути встречается препятствие извне. Так как мы не знаем причин такой реакции, мы незамедлительно принимаем её за необоснованную. Мы считаем её сопротивлением ребёнка нашим попыткам успокоить его. Но взрослый никоим образом не может воздействовать извне. Неопределённое слово «капризы» служит характеристикой очень разных явлений. Всё, что имеет непонятную причину, что кажется нелогичным, для нас – «капризы». И всё же капризы не стоит укрощать. Мы должны также констатировать, что некоторые из этих капризов имеют тенденцию со временем усиливаться всё больше и больше. Нам нужно видеть, на чём основаны капризы, почему мы не нашли ещё метода их исцеления.
Открытие сенситивных периодов прояснило нам причину капризов. Конечно, для внутренней борьбы есть всевозможные причины. Немало капризов является следствием отклонения от нормы. Их неправильное лечение приводит к ухудшению. Те же капризы, причины которых следует искать во влиянии периодов особой чувствительности, проходят быстро, как и сами эти периоды, не оставляя в характере ребёнка ни одного сколько-нибудь стойкого следа. Но взамен они влекут за собой серьёзные последствия неполного развития. Упущенное никогда более не восстанавливается в характере ребёнка.
Капризы, проявляемые ребёнком во время протекания периодов восприимчивости, представляют собой выражение неудовлетворённых потребностей и образуют тревожные знаки неправильного, опасного душевного состояния. Они тут же исчезнут, когда нам удастся понять скрытые потребности ребёнка и удовлетворить их. Тогда можно увидеть неожиданно наступающее успокоение, подобное освобождению от болезненного возбуждения. Итак, за каждым проявлением ребёнка, которое мы называем капризом, следует искать его причину. Однажды увидев её, можно глубже проникнуть в полные тайн глубины детской души и внести вклад в создание мирного доверительного отношения между нами и ребёнком.
Влияние сенситивных периодов. … Внутренняя чувствительность ребёнка определяет, что конкретно из всего многообразия предметов окружающей среды он должен воспринимать, и какие ситуации полезны для данной стадии его развития. Она воздействует на ребёнка таким образом, что на одни вещи он обращает внимание, а на другие – нет. Эта чувствительность вспыхивает, словно из неё исходит луч света, освещающий только определённые предметы, оставляя другие в темноте. Весь воспринимающийся ребёнком мир ограничен в этом случае одним ярко освещённым участком. Ребёнок чувствует живую потребность вмешаться в определённую ситуацию и иметь перед собой конкретные предметы. Он развивает особую, единственную в своём роде способность использовать эти предметы на службу своему духовному росту. …
Мы можем себе представить эту великолепную творческую деятельность как чередование внезапно появляющихся из подсознания сильных эмоций, которые при соприкосновении с окружающим миром ведут к формированию человеческого сознания. Их путь проходит через деятельность от некой неопределённости к чёткой определённости, как в случае овладения речью. …
Вся подготовительная работа остаётся невидимой, так как ребёнка всегда окружают разговаривающие люди, поставляющие ему элементы для построения речевых навыков. Единственным признаком, по которому можно узнать начало сенситивного периода развития речи, является улыбка ребёнка и его искренняя радость, когда с ним разговаривают короткими, ясными, узнаваемыми им словами или поют колыбельную песенку с теми же словами. … Мы… называем ребёнка ласковыми словами, чтобы дождаться его жизнерадостной улыбки. …
Это, так сказать, позитивные признаки наступления этого периода восприимчивости. Но есть и другие, часто проявляющиеся признаки негативного свойства. Они проступают тогда, когда в окружающей среде возникают препятствия по отношению к внутренним функциям. Переживание периода восприимчивости может вызвать сильное отчаяние ребёнка, которое мы считаем беспричинным, и потому называем капризом. Капризы являются выражением духовного беспокойства и неудовлетворённых потребностей. Душа пытается потребовать другого подхода к ней и защищается от непереносимого состояния.
… незначительные причины вызывают в духовной жизни детей сильные возбуждения, когда ребёнок имеет повышенную чувствительность. Такие реакции мы часто наблюдаем.
… Если ребёнку не помогают, не создают необходимую подготовленную среду, его духовная жизнь находится под постоянной угрозой .
Взрослый не помогает ребёнку, потому что ничего не знает о восстании сил, которое происходит в ребёнке. Поэтому он не замечает чуда творения, совершаемого существом не имеющим по его мнению, никакой духовной жизни.
Нам нужно найти новый способ излечения ребёнка, организму которого до сегодняшнего дня предоставляется лишь вегетативный пустой уход. Мы должны учиться выносить на передний план духовную жизнь ребёнка и тем самым помогать его становлению. … Конечно, он /взрослый/ не может помочь малышу построить себя, потому что об этом заботится сама природа. Но он должен уважать сам процесс этой строительной работы и подготавливать необходимые для этого средства, которые ребёнок не может создать собственными силами.
… Такую чувствительность благоразумнее наблюдать.
… Наблюдения за детской жизнью нужно проводить так же, как Фабр наблюдал насекомых. Он жил среди них, в их среде, прячась, чтобы ничем не нарушить нормальное течение жизни наблюдаемых живых существ. Ребёнка же можно начинать наблюдать с того момента, как только его чувства станут сознательно «выхватывать» впечатления внешнего мира и собирать их.
При этом… достаточно внутренней готовности идти на помощь детской душе. Этой логики вполне хватает, чтобы преобразовать нас в союзника ребёнка.
Хочется привести пример того, как проста эта задача. Считается, что маленький ребёнок должен постоянно лежать, потому что он не в состоянии ещё держаться на ногах. Он должен получать свои первые впечатления из окружающего мира – впечатления о небе и земле. Но в то же самое время ему запрещают взглянуть на небо. Что ему разрешают видеть – так это в лучшем случае белый и гладкий потолок комнаты или балдахин над кроваткой. Тогда как же предоставить голодному разуму впечатления? …
Достаточно было бы подложить под него какую-нибудь лёгкую опору, и тогда его взгляд может охватить всё вокруг. Ещё лучше поставить кроватку в саду, где перед его глазами были бы качающиеся деревья, цветы и птицы.
При этом необходимо, чтобы в поле зрения ребёнка постоянно были одни и те же предметы, потому что лишь тогда он сможет изучать, а впоследствии и находить предметы на новом месте, а также следить за движением живых существ.