М.Монтессори о своём методе
(из книги «Ребёнок в семье» из гл. «Мой метод в целом»).
…В рамках старых и более привычных форм образования в первые годы жизни … ребёнок был только «будущим» и не представлял собой «совершающееся»; его, по сути, не принимали во внимание, пока он не становился взрослым. … Однако ребёнок, как и все живые существа, обладает собственной индивидуальностью. Он несёт в себе красоту и достоинство творения. … Мы не должны быть заняты только его телом, таким маленьким и хрупким, мы не должны думать только о том, как накормить его, помыть и одеть с величайшей осторожностью. То, что «не хлебом единым жив человек», никогда так не очевидно, как в детстве. …
У детей стремление к деятельности едва ли не сильнее, чем к еде, хотя мы редко видим это, т.к. в среде, где они вынуждены находиться в настоящее время, им не хватает возможности действовать. Если мы предоставим им подходящую среду, мы увидим, как маленькие несчастные помехи превращаются в счастливых активных детей. Общеизвестный крушитель дома … трансформируется в спокойное и упорядоченное существо. Если у ребёнка нет внешних средств для адаптации, у него нет способа использовать огромную энергию, которую он несёт в себе. …он инстинктивно побуждается к деятельности, которая использует всю его энергию, так как именно этим способом он совершенствует свои способности. Всё зависит от этого.
…взрослые своей постоянной слежкой, непрерывными замечаниями и деспотичными командами нарушают и сдерживают развитие ребёнка. Таким образом душится вся жизненная энергия процесса роста… .
Мы должны … позаботиться о подготовке такой среды, в которой нам придётся делать как можно меньше и не утомлять ребёнка слежкой и наставлениями. … Мы должны, однако, чётко уяснить для себя, что дать ребёнку свободу не означает предоставить его самому себе или игнорировать его. Предоставляемая нами помощь не должна сводиться к пассивному безразличию ко всем трудностям, с которыми столкнётся ребёнок, мы должны поддерживать его развитие осторожной и любящей заботой. …
… Великие открытия, двигающие вперёд прогресс человечества, появились не столько из культуры или знаний учёных, сколько из их всепоглощающей силы концентрации… .
… Именно потому, что мы находим … это погружение в себя у детей, становится совершенно ясно, что это не уникальное свойство выдающихся или особо одарённых людей, а универсальная человеческая характеристика, которая в зрелом возрасте сохранилась лишь у немногих людей.
… Когда дети заканчивали поглощающую их работу, они казались отдохнувшими и очень довольными. Казалось, как будто в душах детей открылась дорога, ведущая к их скрытым силам, открывающая их лучшую часть.
… психологи согласны, что единственный метод обучения – это поддержание в ученике глубокого интереса и живого и постоянного внимания, … использование внутренних сил ребёнка для его собственного обучения. … Внимание должно постепенно стимулироваться, с тем, чтобы развить способность к концентрации. Следует начинать с объектов, привлекательных для чувств, легко распознаваемых и способных заинтересовать детей.