Открытие М.Монтессори «тайн детства»
(из книги Э.М.Стэндинга «Жизнь и творчество Марии Монтессори»).
… После принятия на себя ответственности за этих «маленьких вандалов» следующим шагом стало оснащение комнаты, которая была выделена для детей. Декорации для этой пьесы с непредсказуемым развитием сюжета были безрадостными: римские трущобы и комната, арендованная в многоквартирном доме. …
«Шестьдесят напуганных детей, готовых расплакаться в любую минуту, настолько робких, что их невозможно было разговорить; их лица ничего не выражали, они смотрели на всё в недоумении, как будто до сих пор не видели ничего… Бедные, обделённые вниманием дети, … лишённые всего того, что могло бы стимулировать работу их разума… Дети были словно нераспустившиеся цветы, но без свежести, присущей молодым бутонам; их детские души были скрыты в наглухо запертой клетке». Вот так доктор Монтессори описывала этих детей.
«Я принялась за работу, - пишет она, - как крестьянка, которая отобрала изрядную долю семенного зерна и нашла плодородную почву для посева. Но я ошиблась в своих ожиданиях. Едва я начала вспахивать поле, как обнаружила золото: комья земли скрывали под собой драгоценные сокровища». (М.Монтессори «Секрет детства» часть 2, гл.2) …Монтессори открыла, что дети обладают качествами более высокого уровня, чем те, которые им обычно приписывают:
1.Поразительная концентрация внимания и склонность повторять одно и то же снова и снова. Отсюда принцип метода Монтессори – опора в процессе обучения на самопроизвольный интерес детей как на главную движущую силу в процессе их деятельности и предоставление ребёнку возможности повторять свои действия неограниченное количество раз, что очевидно отвечает его физиологическим потребностям.
2.Любовь к порядку – качество не характерное для маленьких детей. Но и здесь нас ждал сюрприз. Дети хотят сами убирать предметы на свои места. И она предоставила им свободу действий. Впоследствии Монтессори увидела в этой любви малышей к порядку (чего не было у детей постарше) иллюстрацию основного правила – «правила чередования сензитивных периодов в развитии детей». Это был период жизни, восприимчивый к порядку, который начинается в возрасте около года и длится до трёх с половиной лет. Монтессори быстро поняла практическую ценность этой неожиданно открывшейся черты характера малышей. Если бы любовь к порядку не была дана природой в таком раннем возрасте, насильно привить её целой толпе детей было бы невозможно. Без этого нельзя было бы позволить сорока малышам свободно передвигаться по комнате и выбирать себе занятие по вкусу, не опасаясь, что они перевернут всё вверх дном.
3. Свобода выбора. Монтессори обнаружила, что дети, которые знали, как используются принадлежности, были уже способны – только благодаря этому знанию - выбирать одни предметы, предпочитая их другим. Так появился на свет принцип « свободного выбора деятельности», а в Монтессори-среде появились шкафчики на уровне роста ребёнка, расставленные так, чтобы дети без труда могли увидеть и выбрать предмет, взять и поменять один предмет на другой без помощи взрослых. Это стало важным шагом на пути к их самостоятельности.
4. Они предпочитали труд игре. В нашем обычном понимании игра представляет собой естественное, спонтанное выражение личности ребёнка; а труд, напротив, - нечто такое, что ему навязывается вопреки другим желаниям. Между тем это представление уступило место совершенно иному, поразительному открытию. Монтессори расположила игрушки (красивые и дорогие: куклу, посудку и др.) в комнате так, чтобы дети могли их так же легко достать, как и предметы для занятий, и показала, как играть с ними. Результат был неожиданным. «Игрушки никогда не были объектами спонтанного выбора детей». Так Монтессори пришла к одному из наиболее значительных своих открытий – факту, который для большинства людей всё ещё остаётся неизвестным и невероятным, а именно: дети предпочитают труд игре. Детский труд отличается по качеству и характеру мотивации от труда взрослого человека.
5. Поощрения и наказания не нужны. Учительница после проведения многочисленных экспериментов поняла, что дети не придают никакого значения поощрениям и наказаниям и отказалась от этой практики. Дети становились послушными и организованными по мере того, как они учились работать. С другой стороны, было обнаружено, что непослушание других детей было почти в каждом случае результатом того, что созидательная энергия ребёнка отклонилась от нужного русла. Далее было обнаружено, что исправить положение можно с помощью самопроизвольно выбираемого вида работ.
Интеллектуальный интерес, возникающий в маленьких детях, обладает такой силой, что способствует проявлению у ребёнка целого ряда способностей , эти способности кажутся настолько сверхъестественными, что услышав об этом, люди специально приезжают, чтобы убедиться лично: …дети отказались от конфет. Они как будто хотели сказать: «Не порти нам прекрасное впечатление от занятия: мы испытываем духовное наслаждение, не отвлекай нас». Повторные эксперименты только подтвердили необычный случай.
6. Любители тишины. Большинство людей склонны думать, что дети очень шумные; пошуметь для них – одно удовольствие, особенно когда их много. Поэтому, когда Монтессори обнаружила, что в глубине души дети хранят большую любовь к тишине, это было для неё настоящим открытием.
7. Чувство собственного достоинства. Монтессори решила преподать детям в то время довольно необычный урок – научить, как высмаркивать нос. Дети молча и с интересом слушали, следя за её движениями. Проблема, которую она затронула, - как держать нос в чистоте – была одной из тех, которая ассоциируется у детей с насмешками и унижением. Взрослые постоянно выражали своё неудовольствие по этому поводу. Но никто до сих пор не объяснял им тихо и спокойно, как это делать.
Это был один из многочисленных случаев, который привёл Монтессори к пониманию, что даже самые маленькие дети обладают глубоким чувством собственного достоинства; и если взрослые его не уважают, «они больно ранят, отравляют и подавляют детскую душу, сами того не осознавая».
8. Взрыв интереса к письму, «открытие чтения».
9.Самопроизвольная дисциплина. В школе Монтессори по мере того, как проходила неделя за неделей, и дети привыкали к новому образу жизни, с ними происходили приятные и удивительные изменения. Из неуправляемых детей они превратились в прямую противоположность. Казалось, в них развивается новая форма добродетели, и по мере её развития хулиганские привычки исчезали… . Они начинали демонстрировать удивительную организованность и вместе с этим душевное равновесие и огромное уважение к правам других.
Это была самопроизвольная дисциплина, идущая изнутри. (Мы уже видели, что поощрения и наказания были отменены.) Их движения стали более гармоничными, лица выражали безмятежное счастье. Всё в них говорило о возрастающем интересе к жизни, и вместе с ним развивалось чувство собственного достоинства. Они выглядели – и на самом деле это так и было - самостоятельными личностями, имеющими право выбирать себе дело по душе. Они не злоупотребляли предоставленной им свободой. Скорее свобода была тем единственным средством, которое позволило раскрыть эту новую черту – самодисциплину.
Эта независимость, которую они обрели, ни в коем случае не мешала уважительному отношению к учителям. Более того, они стали такими послушными, что женщина, которая работала с детьми, однажды сказала доктору Монтессори: «Эти дети с готовностью выполняют всё, что я им говорю, и это налагает на меня ответственность за каждое произнесённое слово».
Когда Монтессори впервые заметила у маленьких детей способности к самодисциплине, это тронуло её до глубины души. Она почувствовала благоговейный трепет:«Откуда это берётся?- спрашивала она себя. – Кто творец этого?» Чем больше она размышляла над этим и чем больше удивлялась этому, тем яснее становилось для неё, что самодисциплина, выработавшаяся у детей, была частным случаем вселенского порядка, который не позволяет веществу распадаться на атомы, а звёздам не отклоняться от заданного курса.
«Абсолютная тишина в классе, когда дети были заняты работой, поражала. Их никто не заставлял сидеть тихо; ради этого никто не применял физических воздействий. Может быть, эти дети нашли свою орбиту – как звёзды, которые вращаются без устали и которые, не отклоняясь от курса, сияют сквозь вечность? …»
Мне потребовалось время, чтобы убедиться в том, что происходящее не было иллюзией. … Сколько раз я укоряла учительницу, которая рассказывала мне, как дети приходили к осознанию каких-то вещей сами, без чьей либо помощи! «Единственное, что впечатляет меня – это факты!» – строго говорила я. Помню, как она, не обижаясь, но часто растроганная до слёз, отвечала: « Вы правы! Но когда я наблюдаю за детьми, мне приходит в голову, что их, должно быть, вдохновляют ангелы небесные».