Студия

 "Монтессори-мир" 

Воскресенье, 24.11.2024, 18:36

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | О правилах Монтессори-среды | Регистрация | Вход

 

О правилах  Монтессори-среды для возрастной группы 0-3г.

 

Здесь Вы можете подробнее узнать  о  правилах взаимодействия взрослого и ребёнка, которые способствуют проявлению осознанной активности и самостоятельности малыша. Эти правила были сформулированы Марией Монтессори для Монтессори-среды.  Как показывает опыт, для  детей возраста 0-3г. они имеют особенный смысл.

В возрасте до 3-х лет закладываются основные свойства личности человека.  В это время ребёнок большую часть времени проводит с мамой, которая является для него самым значимым взрослым и оказывает самое значительное влияние на его воспитание .

Развивающей средой для малыша является всё, что его окружает, что для него доступно. Чтобы развивающая среда была более эффективна, нужно позаботиться о её безопасности, наполнить её привлекательными материалами для развития органов чувств и движений, убрать из неё на это время (до 3-х лет) то, чем вы дорожите (исключить лишние «нельзя»), а также  устранить препятствия для развития малыша. А главным препятствием для развития  ребёнка от 0 до 3-х лет является неподготовленный взрослый.  Зная эти правила, вы будете готовы более  успешно помогать своему ребёнку в его развитии:

 

1.Ребёнок сам выбирает, чем он будет заниматься.  Кто первый взял материал, тот и занимается с ним, сколько хочет. Взрослый следует за ребёнком

 От 0 до 3-х лет ребёнок действует от импульса: вижу, нравится, беру и начинаю действовать.  Благодаря внутренней чувствительности (интуиции) каждый ребёнок видит и выбирает самое полезное для своего развития в данный момент.  Когда ребёнок сам выбрал  для себя занятие, он испытывает радость, ему легче сконцентрироваться,  концентрация его длится дольше. Взрослый с уважением относится к моментам концентрации  ребёнка и оберегает их как нечто драгоценное.

Взрослый следует за ребёнком с целью наблюдения его деятельности, проявлений сенситивности,  дальнейшей  подготовки, корректировки среды  под  ребёнка,  для оказания помощи, если ребёнок  о ней попросит. Слово «следует» здесь  отражает  внутреннее состояние  взрослого – состояние причастности, присутствия, внимательного отношения к ребёнку. 

Следуя за интересом ребёнка, взрослый показывает ему, как можно взаимодействовать с выбранным предметом  (знакомит ребёнка с культурными традициями). Взрослый также озвучивает ситуации, проговаривает правила взаимодействия с другими людьми. Взрослый  служит для ребёнка моделью поведения, примером правильной речи и поддерживает порядок в среде, помня, что ребёнок впитывает всё.  Взрослый устанавливает для ребёнка границы  и следит за их соблюдением (ограничений не должно быть много).  Вмешательство в деятельность ребёнка должно быть дозированным  - только в том случае, когда нельзя не вмешаться: обеспечение безопасности,  соблюдение границ, просьба о помощи … .

Взрослый может заниматься своим делом, в том числе и с материалом, предназначенным для ребёнка, демонстрируя своим видом,  как можно  погружаться в процесс и наслаждаться им. При этом взрослый производит действия в замедленном темпе с фиксированием  своего внимания на «интересных» (трудных для ребёнка) местах, многократно повторяя.  Только так рекомендуется влиять на выбор ребёнком  материала, полезного для него с вашей точки зрения. При этом не допускаются зазывания, привлечение внимания к своей деятельности  другими способами. Ребёнок всё видит и, когда будет готов, возьмёт этот материал сам или присоединится к вам (с вашего великодушного разрешения).  Тогда вы какое-то время можете позаниматься с ним «вместе», «по очереди» и... стушеваться (понаблюдать или заняться своими делами).

 

2.Ребёнок сам выбирает, где он будет заниматься. 

У каждого человека в силу его психологических особенностей есть свои предпочтения в этом плане. И у Вашего ребёнка они могут  быть не такими, как у Вас. Кто-то любит уединиться, кто-то любит находиться там, где  много народа – сесть в самый центр. Кто-то любит поиграть, где приглушённый свет, кто-то любит, где посветлее. Кто-то любит сидеть спиной к двери, кто-то  - только лицом к двери. Кому-то нравится тишина, кому-то - наоборот.  Это зависит также и от настроения человека в данный момент времени. Кроме того, у ребёнка могут быть свои неосознанные желания, которыми он руководствуется, например, сесть так, чтобы понаблюдать за тем, как работает другой ребёнок или чтобы было видно, кто чем занимается в классе, что происходит вокруг, держать в поле зрения  маму, учителя, другого человека. Это бывает важно, когда ребёнок впервые попадает в незнакомое место – ему надо осмотреться, адаптироваться.

 В Монтессори-среде дети занимаются на полу – на ковриках, либо за столами.  Коврик и стол являются пространством ребёнка, постепенно он научается поддерживать здесь порядок – ставить материал на место, завершив работу с ним.  Дети учатся уважать пространство друг друга, 

 

3. Ребёнок сам выбирает, сколько раз он повторяет одно и то же действие с материалом.  

Ребёнок работает с выбранным материалом столько, сколько хочет. Многократное повторение необходимо для формирования нервной системы ребёнка. В это время  выстраиваются связи между мозгом и  работающим органом, мышцами. Нервные волокна становятся способными быстро проводить  сигналы только в том случае, если они покрыты жирообразной оболочкой (миелином). Когда ребёнок повторяет одно и то же движение, происходит миелинизация нервных волокон. Связь устанавливается, и потом ребёнок, отточивший данное движение, может им пользоваться, даже если давно этого не делал (как езда на велосипеде). Ребёнок интуитивно чувствует, сколько повторов ему требуется для этого. Это есть его работа. Нам взрослым такая работа  обычно кажется бессмысленной (сделал кулич – сломал). Для взрослых работа - достижение  цели, для ребёнка работой является сам процесс . Монтессори сравнивает это с работой  взрослого-теннисиста, отрабатывающего новый  удар по мячу: у него получается всё лучше и лучше, и это приносит ему удовлетворение и радость от тренировки. Так и ребёнок получает удовольствие от повторения своих действий. При этом, на фоне положительных эмоций , он учится концентрироваться, сосредотачиваться . А это очень полезный опыт, навык, который ему пригодится и в школе, и в жизни.

Очень распространённым является поведение взрослого, когда ребёнка, который уже давно занимается одним и тем же, уговаривают  отдать, уступить игрушку другому ребёнку, обзывают  жадиной.  Палка, которую он нашёл или совочек, которым он работает,  могут иметь для ребёнка такую же ценность, как для взрослого  желанный для него его личный автомобиль.  Воспитать ребёнка не жадным  можно собственным примером – дети впитывают всё .    Мы с уважением относимся к моментам концентрации ребёнка и радуемся, если ребёнок занимается сосредоточенно и долго. 

 

4. Ребёнок сам выбирает: один он занимается или с кем-то; он может кому-то разрешить играть с  собою вместе, а кому-то может не разрешить - это его право.

Взрослый может не догадываться о том, какую задачу решает ребёнок в данный момент. Возможно, он учится самостоятельности,  экспериментирует  или многократно проверяет  то, что он заметил раньше  («целенький куличик, если его задеть лопаткой, рассыпается на много маленьких песчинок  - это всегда так?!»). Поэтому в  данный момент ребёнку  может быть очень важно самому всё проверить, во всём удостовериться.

Ребёнок интуитивно чувствует, с кем ему хочется быть рядом (хорошо, безопасно, спокойно, интересно), а от кого лучше держаться подальше.  Если считаться с ребёнком и не навязывать ему общение и взаимодействие, то и во взрослой жизни ему будет гораздо легче делать выбор: с кем быть, чтобы чувствовать себя гармонично в семье, в коллективе.  Общаться он обязательно научится, когда чуть-чуть подрастёт - сенситивный период социального развития  длится с 2,5 до 6 лет.

Все эти правила подчиняются главному правилу: можно делать всё, что не мешает работе других.  То есть если ребёнок начинает действовать деструктивно (разбрасывает материал, либо вторгается в деятельность другого ребёнка, обижает кого-то …) , мы  его решительно останавливаем и перенаправляем на то, что можно.

Соблюдая эти правила, вы поможете ребёнку приобрести самостоятельность, умение концентрироваться, сохранить и развить умение чувствовать  и проявлять себя, адаптироваться в жизни. Ребёнок также учится терпению, уважению к своей работе, к работе других , в том числе и к вашей работе.

Доверие к ребёнку и заведомо положительные ожидания  помогут Вам .

Татьяна Шевченко, Монтессори-педагог 0-3.

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 66

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0