Наши дети имеют впитывающее сознание – это особый, присущий только детям до 6 лет, механизм познания окружающего мира. Ребенок впитывает все окружающее как губка, без оценки и не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.
Об этом открытии она писала так.
Из книги «Впитывающий разум ребёнка» Марии Монтессори:
«Ребёнок обладает разумом, способным впитывать знания. У него есть способность к самообучению. Достаточно одной наблюдательности, чтобы доказать это. Ребёнок растёт, разговаривая на языке своих родителей, в то время, как для взрослых изучение языка – большое интеллектуальное достижение. … должно быть, здесь задействованы особые внутренние силы, способствующие развитию маленького ребёнка. И это касается не только языка. Всё, что мы собой представляем, было создано ребёнком, которым мы были в первые два года своей жизни. ...
К трём годам ребёнок уже успевает заложить основы своей человеческой личности, и лишь затем он начинает нуждаться в специализированном учебном воздействии. … личная активность – это тот единственный фактор, который стимулирует и порождает развитие…
… не просто школа или метод обучения, но сам ЧЕЛОВЕК: ЧЕЛОВЕК, истинная природа которого проявляется в его способности к свободному развитию, ЧЕЛОВЕК, чья сила становится очевидной, как только над ним перестаёт довлеть тяжесть рационального, ограничивающего его внутреннюю работу и отягощающего дух.
… мы никогда не должны забывать о том, что человек развивается не только в университете – его интеллектуальный рост начинается с самого рождения и наиболее интенсивно протекает в первые три года его жизни. Этому периоду, более, чем какому-либо другому, требуется активная забота. Если мы следуем этим правилам, ребёнок перестаёт быть для нас обузой и предстаёт перед нами как величайшее и самое возвышенное из чудес природы! Мы обнаруживаем, что перед нами не беспомощное существо, некий вакуум восприятия, ожидающий, чтобы мы наполнили его знаниями, а тот, чьё достоинство возрастает по мере того, как мы всё отчётливее видим в нём строителя нашего сознания, тот кого ведёт его внутренний учитель, неутомимо трудящийся в радости и счастье, по точному расписанию над созданием величайшего чуда Вселенной – человека. Мы учителя, можем лишь способствовать этой работе. …»
«Признать эту огромную работу ребёнка – не значит уменьшить авторитет родителей. Как только они смогут убедить себя не быть строителями, а просто быть участниками в процессе строительства, так они научатся лучше выполнять свои настоящие обязанности, и тогда, в свете более широкого видения, их помощь становится воистину ценной. Ребёнок может хорошо строить, если эта помощь оказана подходящим способом. Таким образом, авторитет родителей исходит не только из чувства их собственного достоинства, но и из той помощи, которую они могут оказать своим детям. По-настоящему большой авторитет и чувство собственного достоинства родителей зиждутся только на этом.»
«Ни в каком другом возрасте не испытывает ребёнок большей потребности в разумной помощи, и любое препятствие, мешающее его творческой работе, уменьшает его шансы достичь совершенства. Мы должны помогать маленькому созданию не потому, что думаем о нём как о маленьком и слабом, а потому что оно наделено великими творческими энергиями, по своей природе столь хрупкими, что нуждаются в любящей и разумной защите. Этим энергиям хотим мы помочь, а не ребёнку или его слабости. Когда мы понимаем, что энергии принадлежат бессознательному разуму, которому предстоит стать сознательным посредством труда и жизненного опыта, приобретенного в мире, мы понимаем, что разум ребёнка во младенчестве отличается от нашего, что мы не можем достучаться до него словесными наставлениями и не можем напрямую вмешаться в процесс его перехода от бессознательного состояния к сознательному- процесс формирования человека. В этом случае меняется вся концепция образования. Образование становится средством оказания помощи ребёнку, психологическому развитию человека. Оно не является навязыванием понятий и идей.
Это новая тропа, на которую вышло образование, - помочь разуму в процессе его развития, помочь его энергиям и усилить многие способности ребёнка.»
Мария Монтессори и её последователи разработали понятие «развивающая среда», включающее в себя подготовленного взрослого, обладающего определёнными знаниями и навыками, и развивающие материалы, отвечающие потребностям ребёнка данного возраста.