К третьей ступени переходим после того, как заметили, что ребенок произнёс новое слово, научился обозначать предмет вслух, пусть даже искажённо, по-своему. Только тогда взрослый спрашивает ребёнка: «Что это?» «Кто это?» «Как мычит корова?»…
3 ступень . На третьей ступени взрослый спрашивает «Что, (кто) это? Какой это цвет?», указывая только на те предметы, которые малыш называет. Если он называет по-своему (например, «ябко»), то взрослый говорит: « Правильно, яблоко». Ребёнок при этом видит лицо взрослого, его артикуляцию.
Когда ребенок ошибается и на вопрос «Что это?» говорит «груша», хотя показывали на яблоко, то взрослый спокойно, как ни в чем не бывало, говорит: « Это – яблоко, а груша – вот!»- и сам указывает пальцем: где яблоко, и где груша, соответственно. С остальными предметами, которые ребенок не называет ещё, занимаемся как на 2-й ступени: «А покажи гранат!» или «Можешь мне дать киви?» «Дай мне, пожалуйста, айву!»
Можно подключать изучение предлогов: « Что лежит рядом с грушей?» Ребенок отвечает словом которое может произносить: «Яблоко». Тут же: «Дай мне фрукт, который лежит между яблоком и грушей!» Ребёнок даёт киви, например, Вы говорите: «Да, это киви лежал между яблоком и грушей! А теперь положи его возле граната.»
Так Вы способствуете развитию речи малыша, а также даёте ребёнку понимание того, что в окружающем мире есть порядок. Когда Вы не забываете произносить обобщающее слово, то помогаете ребёнку «разложить по полочкам» то, что его окружает. Таким образом ребёнок начинает учиться классифицировать, систематизировать предметы, объекты, которые ему встречаются.
Пример. Малыш 2г.2мес. положил на стол тыкву, кабачок и в ряд с ними поставил деревянного слона. Взрослый сначала сказал, что слон не подходит сюда… , но малыш настаивал на таком сочетании, поэтому взрослый спохватился и сообщил: « Так тоже можно… У тебя три предмета: тыква, кабачок и фигурка слона из дерева. Тыква и кабачок – это овощи, а слон – не овощ. Это – предметы. Здесь три предмета: тыква раз, кабачок два, деревянный слон три!»
Пример. Прием трехступенчатого урока используем при изучении цветов. На Новый год Дед Мороз традиционно дарит нашим детям наборы однотонных «платочков» разного цвета с перечнем игр, в которые можно с ними играть. Одна из игр называется «Салют»: ребенок с мамой дома подбрасывают вверх платочки, потом собирают и подбрасывают их опять.
Одна из польз такой игры: сначала (1-я ступень) называние мамой цвета платочка, который, например, лежит в стороне, далеко или сзади или слева или справа от малыша, либо упал на стол, за кресло, рядом с ножкой стола (всё это тоже проговариваем , не ленимся). Мама , например, говорит непринужденно: « А вот там ещё оранжевый платочек! А сиреневый упал сзади тебя! Ты можешь положить в коробку еще малиновый платок! У тебя в кулачке зелёный и лимонный, а у меня красный, розовый и голубой! Ты можешь взять в кулачок ещё вот этот серый!Красный платок -совсем не прозрачный, а через желтый все видно, он прозрачный!…» Всё это с удовольствием, энергично.
Потом мама просит (2-я ступень), чтобы малыш взял, положил, передал ей платок конкретного цвета; И если он ошибается, то она сама называет цвета и показывает и показывает, где нужный цвет, и как называется тот который ребенок указал ошибочно.
Потом мама спрашивает, какого цвета платочек у него в руке или упал мимо коробки, если этот цвет малыш уже называет хоть как-то.
Пример. Если малыш выучил названия предметов какой-то группы, называемой обобщающим словом, то тогда можно разнообразить игру с ними, усложнив: например, накрыть их покрывалом и предложив наощупь доставать заданный предмет. Игра называется «Только глазками не смотри». Эта игра стимулирует развитие речи. В неё можно играть даже с ребёнком, который умеет называть только один предмет из предложенных ему. Он называет только его, давая задание взрослому. Потом слушает взрослого, выполняя его задание.
Эти игры могут длиться долго и весело, если ребёнка при этом не поправляют, не критикуют, а радуются, что он тоже уже может играть в такую игру.
К третьей ступени переходим после того, как заметили, что ребенок произнёс новое слово, научился обозначать предмет вслух, пусть даже искажённо, по-своему. Только тогда взрослый спрашивает ребёнка: «Что это?» «Кто это?» «Как мычит корова?»…
3 ступень . На третьей ступени взрослый спрашивает «Что, (кто) это? Какой это цвет?», указывая только на те предметы, которые малыш называет. Если он называет по-своему (например, «ябко»), то взрослый говорит: « Правильно, яблоко». Ребёнок при этом видит лицо взрослого, его артикуляцию.
Когда ребенок ошибается и на вопрос «Что это?» говорит «груша», хотя показывали на яблоко, то взрослый спокойно, как ни в чем не бывало, говорит: « Это – яблоко, а груша – вот!»- и сам указывает пальцем где яблоко и где груша, соответственно. С остальными предметами, которые ребенок не называет ещё, занимаемся как на 2-й ступени: «А покажи гранат!» или «Можешь мне дать киви?» «Дай мне, пожалуйста, айву!»
Можно подключать изучение предлогов: « Что лежит рядом с грушей?» Ребенок отвечает словом которое может произносить: «Яблоко». Тут же: «Дай мне фрукт, который лежит между яблоком и грушей!» Ребёнок даёт киви, например, Вы говорите: «Да, это киви лежал между яблоком и грушей! А теперь положи его возле граната.»
Так Вы способствуете развитию речи малыша, а также даёте ребёнку понимание того, что в окружающем мире есть порядок. Когда Вы не забываете произносить обобщающее слово, то помогаете ребёнку «разложить по полочкам» то, что его окружает. Таким образом ребёнок начинает учиться классифицировать, систематизировать предметы, объекты, которые ему встречаются.
Пример. Малыш 2г.2мес. положил на стол тыкву, кабачок и в ряд с ними поставил деревянного слона. Взрослый сначала сказал, что слон не подходит сюда… , но малыш настаивал на таком сочетании, поэтому взрослый спохватился и сообщил: « Так тоже можно… У тебя три предмета: тыква, кабачок и фигурка слона из дерева. Тыква и кабачок – это овощи, а слон – не овощ. Это – предметы. Здесь три предмета: тыква раз, кабачок два, деревянный слон три!»
Пример. Прием трехступенчатого урока используем при изучении цветов. На Новый год Дед Мороз традиционно дарит нашим детям наборы однотонных «платочков» разного цвета с перечнем игр, в которые можно с ними играть. Одна из игр называется «Салют»: ребенок с мамой дома подбрасывают вверх платочки, потом собирают и подбрасывают их опять.
Одна из польз такой игры: сначала (1-я ступень) называние мамой цвета платочка, который, например, лежит в стороне, далеко или сзади или слева или справа от малыша, либо упал на стол, за кресло, рядом с ножкой стола (всё это тоже проговариваем , не ленимся). Мама , например, говорит непринужденно: « А вот там ещё оранжевый платочек! А сиреневый упал сзади тебя! Ты можешь положить в коробку еще малиновый платок! У тебя в кулачке зелёный и лимонный, а у меня красный, розовый и голубой! Ты можешь взять в кулачок ещё вот этот серый!Красный платок -совсем не прозрачный, а через желтый все видно, он прозрачный!…» Всё это с удовольствием, энергично.
Потом мама просит (2-я ступень), чтобы малыш взял, положил, передал ей платок конкретного цвета; И если он ошибается, то она сама называет цвета и показывает и показывает, где нужный цвет, и как называется тот который ребенок указал ошибочно.
Потом мама спрашивает, какого цвета платочек у него в руке или упал мимо коробки, если этот цвет малыш уже называет хоть как-то.
Пример. Если малыш выучил названия предметов какой-то группы, называемой обобщающим словом, то тогда можно разнообразить игру с ними, усложнив: например, накрыть их покрывалом и предложив наощупь доставать заданный предмет. Игра называется «Только глазками не смотри». Эта игра стимулирует развитие речи. В неё можно играть даже с ребёнком, который умеет называть только один предмет из предложенных ему. Он называет только его, давая задание взрослому. Потом слушает взрослого, выполняя его задание.
Эти игры могут длиться долго и весело, если ребёнка при этом не поправляют, не критикуют, а радуются, что он тоже уже может играть в такую игру. |