Чтобы влиять на возникновение "вкуса к обучению" у малыша, а также интереса к обучению в дальнейшем (при учебе в школе, в том числе) можно использовать "трехступенчатый урок", которым пользуются Монтессори -педагоги. В предыдущей статье мы начали говорить о первой ступени для самых маленьких. Сегодня расскажем основные моменты, которые надо учитывать при этом.
*Взрослый находится на уровне ребенка так, чтобы малыш видел Ваш рот , глаза. От этого зависит ваш эмоциональный контакт, работа зеркальных нейронов, способности к запоминанию и к воспроизведению звуков.
*Взрослый показывает малышу предметы и называет каждый предмет три раза. Причем, надо говорить название предмета без присоединения к нему других слов, чтобы малыш четко понял, где начинается, и где заканчивается это слово, например, «яблоко» (вместо «этояблоко», «наяблоко» или «вотяблоко»).
*Взрослый касается предмета своим указательным пальцем (потом малыш тоже так же будет пальчиком показывать, касаясь). Иногда родители берут ребенка за пальчик и его пальцем показывают на предмет, в дальнейшем малыш будет делать точно так же: вместо того, чтобы показывать своим пальцем, он будет брать Ваш палец и тянуть его , чтобы на что-то указать (например, в книжке).
*Взрослый даёт предмет ребенку в руки (если это возможно), чтобы он мог познакомиться с ним, с его свойствами (потрогать, погладить ладошкой, пальчиком, поносить, повертеть в руках, осмотрев со всех сторон, понюхать, взять в рот, укусить, лизнуть, послушать звуки, которые издаёт, услышать несколько раз, как называется).
*Желательно, чтобы предметы, которые в настоящий момент показываем, объединяло обобщающее слово, например: яблоко, груша, персик, слива, киви, гранат, айва – фрукты. Взрослый говорит: «Сейчас я тебе покажу фрукты: яблоко,….груша,… .» Обобщающее слово тоже называем несколько раз, например, произнося ещё что-нибудь из этого: мы с тобой сегодня изучаем фрукты; фрукты- яркие, фрукты красивые; фрукты ароматные, фрукты все по-разному пахнут, их можно понюхать; фрукты имеют разную поверхность - ты можешь потрогать фрукты пальчиками, ладошкой, прикоснуться щечкой, язычком; фрукты кушают, едят - фрукты съедобные, вкусные, сочные, ты можешь попробовать фрукты. Фрукты, конечно, перед этим тщательно моют.
Не торопим ребенка, даём ему повзаимодействовать с каждым предметом.
*После этого взрослый ещё раз называет каждый предмет, выкладывая их на стол перед малышом в ряд и называя опять каждый из них.
Это - первая ступень, её используют и для самых маленьких детей , и для более старших. На ней ребёнок в игровой интересной для него форме узнаёт новые предметы, слова. Можно так ребенка знакомить с овощами, корнеплодами, продуктами, цветами, бытовой техникой, мебелью,... , другими группами предметов. Через это у малыша появляется понимание того, что в этом мире есть порядок. Это важно.
Даже если малыш ещё не говорит, он способен запомнить большое количество слов, взять их в свой пассивный словарный запас, а значит, понимать их, понимать о чем идет речь, участвовать в диалоге. Часто неговорящие малыши (даже в возрасте 1г6мес и старше) бывают очень изобретательны в том, как поучаствовать в общении, они что-то показывают жестами, что-то мимикой, что-то звуками. Такая изобретательность - ценна.
После того, как ребёнок много раз услышал от взрослого новые слова, исследовал предметы, познакомился с ними, изучил их свойства, начинаем взаимодействовать с ребенком на второй ступени. Здесь тоже есть важные особенности, учитывая которые взрослый не только напитывет малыша новыми ощущениями, знаниями, а и благотворно влияет на формирование здоровой самооценки ребенка.
О второй ступени поговорим в следующей статье. |