Мама, которая ходила к нам со своим вторым ребенком говорила: "Такие простые вещи Вы говорите, а когда не знаешь - и не задумываешься над этим. У меня старший сын не самостоятельный, ему 15 лет. Я только сейчас начала понимать, что всю жизнь я все делала за него. Вот надеюсь, что со вторым будет по-другому".
Когда мы не позволяем себе хватать малыша за руки, чтобы его руками сделать что-либо, мы тем самым проявляем уважение к его свободе, к его выбору, позволяем малышу принимать решения, наблюдать последствия. Таким образом у малыша формируется понимание связей, ответственность, память, накапливается опыт ошибок и удач, он растет уверенным и любознательным, самостоятельным.
Когда нет такой свободы именно в раннем (!!!) возрасте ребенка (в рамках дозволенного), то это плохо не только для малыша , но и для родителя. Родитель приобретает привычку нависать над своим чадом, удушать его своей любовью, своей активностью в полной уверенности, что он делает "как лучше" для своего малыша. От этой привычки потом трудно освободиться. Такие отношения продолжаются и в школьном, подростковом возрасте, при этом ребенку ставится в вину, что ему ничто не интересно, или что он такой несамостоятельный, беспомощный, что у него почему-то низкая самооценка. В подростковом возрасте такой ребенок часто уходит от этой несвободы: не ощущая принятия в семье, он ищет его где-то, с кем-то.
Мудрые родители в раннем детстве закладывают фундамент личности ребенка и потом наслаждаются здоровыми взаимоотношениями с ним
Позволяем ребенку самому распоряжаться своими ручками ( а также ножками, головой, телом).
На наших занятиях в группах "Вместе с мамой" не разрешается взрослым ничего делать руками ребенка.
Когда мы даём ребенку работать двумя руками и не хватаем его за руки, чтобы его руками сделать что-либо, мы тем самым проявляем не только заботу о развитии мозга, интеллекта ребенка, а , что не менее важно, проявляем доверие ребенку. Мы показываем, что с ним все в порядке, что он имеет право проявлять себя так, как ему надо: надо поисследовать - исследуй, надо проверить что-то - проверяй, надо отработать какое-то действие - отрабатывай, надо ошибиться несколько раз подряд - пожалуйста - мы принимаем тебя таким, какой ты есть.
Предоставляя ребенку такую свободу в рамках правил и границ (которые мы устанавливаем и обеспечиваем), мы тем самым помогаем малышу постепенно, по чуть-чуть, по крупице каждый день приобретать веру в себя, в собственные силы и возможности - найти опору в себе. Это способствует доверию между ребенком и родителями, укрепляет качественную привязанность малыша и родителей, воспитывает здоровую самооценку у ребенка ("я захочу - и научусь, у меня получится!"). |